Главная » Файлы » Биография | [ Добавить материал ] |
Елена Сафонова
[ · Скриншот ] | 27.10.2011, 20:45 |
Елена Сафонова появилась на свет 14 июня 1956 года в Ленинграде в семье знаменитого актера Всеволода Сафонова и постановщика «Мосфильма» Валерии Рублевой. Влияние отца предопределило будущую профессию Елены Сафоновой. Детство прошло в киноэкспедициях - девочка постоянно помогала осветителям, звукооператорам, кому-то что-то подносила, иногда засыпала прямо на коробках с пленкой. Всеволод Сафонов был довольно загруженным актёром, сыграл в сотне кинокартин. Невозможно забыть его блестящие роли в фильмах: «Солдаты», «Цель его жизни», «Дело пестрых», «По ту сторону», «Тишина» и, конечно же, «Белорусский вокзал». Ребенок рос в актёрском окружении: у отца в гостях постоянно бывали Леонов, Евстигнеев, Папанов. Они дружили, ходили, друг к другу в гости. Все было на виду - их шутки, их юмор, то, как они работают. Девочка бегала на студию играть, семья жила у «Мосфильма», видела через окно, как гримируется Евстигнеев, и бросала в окно снежками, а он грозил ей салфеткой... «Я всегда знала, что буду актрисой. Да я ничего другого и не умею, разве что готовить…», - улыбается Елена Сафонова. А настоящая кинокарьера началась с ленты Аиды Манасаровой «Ищу мою судьбу», в ней Елена Сафонова сыграла Любк, имея всего десять классов образования. Во ВГИК она поступила только лишь с третьего раза, хотя к тому времени провела съемки уже в двух картинах. Проучилась, правда, недолго. Начинающая актриса дружила с диссидентом, которого по идеологическим соображениям не приняли во ВГИК. Парень эмигрировал в Америку, а студентке второго курса Сафоновой под напором преподавателей пришлось вернуться в родной Ленинград, где она и закончила ЛГИТМИК. Потом был один сезон работы в Театре им. Комиссаржевской. Впервые на актрису обратили внимание после ключевой роли Соломии Крушельницкой в биографической киноленте Олега Фиалко «Возращение Баттерфляй», появившейся на телевидении в 1983 году. И хотя по прошествии какого-то времени эта роль видится претенциозной, все равно «Баттерфляй» отпечатался в памяти Еленв Сафоновой, как замечательный фильм. Тогда на пробы она приехала в джинсиках, совсем девчонка, и режиссер Олег Фиалко долго колебался: «Понимаете, вы должны будете сыграть очень сильную, мужественную женщину». Актрису это разозлило: «С моим характером, а он у меня мерзкий, вы еще столкнетесь. Мужественности мне не занимать, а вот женственность попробуйте сами открыть во мне». Потом в течение нескольких лет актриса снималась только в небольших эпизодических ролях... Судьбоносный час Елены Сафоновой наступил только через десять лет. Для миллионной зрительской аудитории Елена Сафонова, прежде всего — это телефильм «Зимняя вишня». Как это нередко бывает, роль, сделавшую её супер-звездой, актрисе досталась по воле случая. На главную роль в «Зимнюю вишню» утвердили Наталью Андрейченко. Но на съемках в Суздале у нее случился страстный роман, любовь, выяснение взаимоотношений с американским режиссером и актером Максимилианом Шеллом, и она напрочь забыла о роли у режиссёра Игоря Масленникова. В срочном порядке нашли другую актрису – Елену Сафонову, которая успешно сыграла героиню фильма, показав непросто хорошую, а разностороннюю актрису, обладающую к тому же незаурядными драматическими способностями. Правда, с её появлением тональность сценария изменилась: он стал более лиричным и трагичным. Сама же актриса объясняет свой успех тем, что зрителю хотелось простых и искренних чувств. Он и получил простую историю с понятными страстями и эмоциями. Исполнителя главной роли - Сергея Шакурова, тоже пришлось менять «под Сафонову». На помощь позвали Виталия Соломина, которой прекрасно изобразил мужскую несостоятельность своего героя. Эта мелодрама была с восторгом принята зрителями. «Зимняя вишня» принесла Елене Сафоновой широкую популярность и признание коллег по искусству. Она была названа лучшей актрисой года, получила премии за лучшее исполнение женской роли на кинофестивалях в Мадриде и в Алма-Ате. Естественно, когда Лена снималась, она даже заподозрить не могла, что бренд «Зимняя вишня» так крепко привяжется к ней. Где бы она ни появлялась, на какие бы встречи со зрителями ни приходила, её везде ассоциируют именно с этой ролью. А ведь она сыграла в огромном количестве фильмов. После фильма «Зимняя вишня» актрисой всерьез заинтересовались именитые режиссеры и стали наперебой приглашать ее сниматься - главный показатель успеха. Актриса стала много играть в картинах у известных режиссеров — у Павла Лунгина, у Сергея Бодрова-старшего, Сергея Микаэляна. Следующую большую роль Сафонова сыграла в советско-итальянском фильме режиссера Никиты Михалкова «Очи черные», который, в отличие от Масленникова, работающего легко и с юмором, показался актрисе настоящим деспотом. Михалков заранее выстраивает определенный мир фильма и предоставляет актеру свободу творчества только в жестких рамках своего видения будущей картины. В фильме «Очи черные» Елена Сафонова сыграла главную женскую роль, ее партнером был Марчелла Мастроянни. «Я горжусь этой ролью, хотя знаю, что картина в Москве тогда всем не понравилась. Символа никакого не было - я просто играла маленькую женщину Анну с обычной внешностью, какие часто встречаются в жизни, и которая вдруг стала главной любовью в жизни героя Мастроянни». Эта работа принесла Елене Сафоновой европейскую известность. Удивителен тот факт, что много лет Елена Сафонова была «не выездной» актрисой и лишь Никите Михалкову удалось переломить ситуацию: режиссёр помог актрисе добиться возможности работать за границей. Встреча с очень большим, очень талантливым режиссером Михалковым, правда, не нашла творческого продолжения. Но актриса не видит в этом никакого горя - ни для него, ни для себя. К сожалению или к счастью, но после съемок в «Зимней вишне» и фильме «Очи черные» актрисе практически всегда предлагали один и тот же жанр – мелодраму, достаточно драматическую историю с юмористическим оттенком. Это и Настя в «Филере», и Алла в ленте «Где находится нофелет?», Ольга в «Продлении рода», и Анна в «Катале», Люба в фильме «Утоли мои печали», Нина в «Такси-блюз», и актриса в картине «Бабочки». А потом Сафоновой поступило предложение от французского режиссёра, перевернувшее всю её жизнь. Актриса сыграла отличную роль в фильме «Аккомпаниаторша» Клода Миллера, органически вписавшись во французскую среду, во французский ландшафт. В картине ей предстояло играть любовь с актёром Самюэлем Лабардом, влюбленным в русскую актрису еще с фильма «Очи чёрные». Их роман развивался стремительно. Вернувшись после съёмок в Россию, Елена стала собирать чемоданы, чтобы уехать во Францию к любимому человеку. Ради него она в одночасье бросила всё - карьеру, дом, близких. Впрочем, во Франции актриса не оставила свою профессиональную карьеру: актриса работала в театре и продолжала играть в кино. Так Елена Сафонова сыграла роль Софи в том же спектакле, где был занят ее муж, - в пьесе Жан-Мари Бессе «То, чего ждем, и то, что происходит», посвященной гей-культуре. Блестяще справившись со своей ролью, русская актриса заслужила похвальные отзывы в прессе. После этого поступило сразу несколько предложений от французских режиссеров. Одно из них особенно заинтересовало актрису - роль жены С.Дали, русской по происхождению - роль М.Цветаевой, в парижском «Театре 13». Чтобы легче войти в новую среду, актриса, вообще, решила играть, во французском кино и театре, роли иностранок. Но что бы ни выбирали героини Сафоновой - счастье или гордость, независимость или любовь, - их выбор всегда, в любых жизненных ситуациях, благодаря обаянию самой актрисы выглядел убедительным. Во Франции актрисе удалось сняться в нескольких фильмах: «Мадмуазель О», «Женщина на ветру», «Ветер с востока». Переселившись в Париж, Елена Сафонова продолжала жить на два дома: трудилась во Франции и регулярно наезжала в Москву, где ее тоже ждала работа Режиссёр Иван Дыховичный поехал во Францию, чтобы пригласить Сафонову на главную роль спившейся и постепенно теряющей рассудок жены «нового русского», в свою картину «Музыка для декабря». Драматическая история с оттенком юмора. «Лене понравился сценарий, и она согласилась приехать в Россию, несмотря на то, что ей пришлось отказаться от многих интересных европейских проектов. Лена одна из немногих русских актрис, сумевших покорить Европу, - говорит режиссер Иван Дыховичный. - Работать с Сафоновой одно удовольствие. Она профессионал, начиная с того, что никогда не позволит себе опоздать на съёмку или прийти, не выучив текст». В 1997 году Сафонова рассталась с мужем и вернулась в Россию, поступив, таким образом, вполне в духе своих героинь. Постсоветское кино не преминуло воспользоваться волевым и одновременно женственным имиджем актрисы. После достаточно эстетской картины, «Музыки для декабря», были, как говорят, зрительские картины – «Президент и его женщина» и «Принцесса на бобах». Героиня фильма «President и его женщина» - Вера опять оказалась перед выбором между семейным счастьем и, на этот раз, политической карьерой. А ее Нина в «Принцессе на бобах» режиссера Виллена Новака? Женщина из знатного рода Шереметьевых, не подозревающая о своём дворянском происхождении, вкалывает на нескольких работах. Она в раздумье: остаться гордой, но бедной, или поступиться принципами и стать женой нувориша. По роли Елена Сафонова должна быть немытой, грязной, с паклей на голове, не накрашенная. Редкие актрисы готовы неприглядно выглядеть на экране, но Сафонову это не смутило – она в первую очередь думает о роли и образе своей героини. Вкалывала, как рабочая лошадка: надо по роли драить полы в подъезде - драила, надо мыть посуду в ресторане - мыла. В конце фильма героиня, и морально и физически, превращается из «загнанной лошади» в настоящую женщину, которой подвластно и земное, и неземное. Героиня фильма смотрит в окно и наблюдает, как герой Сергея Жигунова занимается спортом. Режиссер хотел, чтобы Сафонова изобразила страсть к мужчине…, на расстоянии изобразила секс. Иногда слова в фильме значат меньше, чем молчание. И у актрисы всё получилось. А ведь сыграть это очень трудно. В кино Елена Сафонова в свой, так называемый, постфранцузский период сыграла более десяти ролей. И самая главная по-прежнему Ольга в «Зимней вишне-2» и «Зимней вишне-3». Первая «Зимняя вишня» - фильм, в котором достоверно передан стиль жизни середины 80 х. И вот «Зимнюю вишню» переделали в сериал, на волне успеха сценарист и режиссер решили все это продолжить. Наверное, напрасно. Ведь это, как в казино. Когда что-то получилось, выиграл - забирай и уходи, дальше идет проигрыш. От добра добра не ищут. Фильм и сериал - это две разные истории. Одна другую не продолжает, хотя имена те же и лица те же, только слегка изменившиеся не в лучшую сторону. Тихо, немалыми усилиями Елена Сафонова начала выкарабкиваться из «лирической героини»: в киноленте «Поклонник» Николая Лебедева и в замечательной роле Лизы в фильме «Женская собственность» Игоря Месхиева, доказывая, что может играть другое, что ее возраст, ее опыт открывает ей какие-то иные возможности, у режиссера А.Зернова в сериале «Все красное», своеобразном дайджесте по произведениям польской писательницы И.Хмелевской, которая свои детективные истории разбавляет не менее интересно закрученной личной интригой, в российско-швейцарском фильме режиссёра Елены Хазановой «Вольный перевод» - роль русской эмигрантки, такую понятную и близкую ей. Елена Сафонова продолжает играть женщин с разными судьбами и непростыми проблемами. Но для актрисы главное, чтобы роль не была скучной. Ведь она в жизни любит посидеть на кухне с подругами, подурачиться, пошутить. Может быть поэтому она согласилась сыграть роль королевы Англии Елизаветы в трогательной лирической комедии Тиграна Кеосаяна «Заяц над бездной». По возвращении в Россию Сафонова живет в Москве и не испытывает творческой невостребованности, в карьере у Елены Сафоновой всё складывается благополучно: она в отличной форме и режиссёры её любят. За роль Полины на театральной сцене в комедии «Плачу вперед!», по пьесе Надежды Птушкиной, поставленной театром «Амфион», она удостоилась премии «Чайка-99». В составе антрепризы В. Дубровицкого «LA’ТЕАТР» Сафонова прекрасно играет Крис Горман в комедии «Слухи» по пьесе Нила Саймона и Маркиза де Мертей, интересная роль в «Опасных связях» по мотивам пьесы Леонида Филатова и куртуазного романа Шадерло де Лакло. Не менее удачная Марта в спектакле «Девичник», созданный в продюсерской компании «Независимый театральный проект». Но ни с одним репертуарным театром актриса не связана и это не из-за того, что в театрах мало платят. Елена Сафонова иногда работает за чисто символические, смешные деньги. «Нельзя все время думать только о деньгах, и вообще, о них надо думать пореже, - считает актриса. - Я человек небогатый и к богатству особо не стремлюсь. Хочу только, чтобы мне было интересно жить, чтобы меня окружали те люди, с которыми мне приятно общаться. Поэтому в спектакле «Стакан воды» в театре имени Станиславского я играю за чисто символические деньги, ради собственного удовольствия». «Как среди женщин бывают женщины, бабы и девчонки, так есть мужчины, есть мужики, а есть просто жлобы. Вот мужчин люблю, а остальных нет», - призналась актриса. Самая знаменитая роль Елены Сафоновой - в «Зимних вишнях» - оказалась в чем-то для нее пророческой. В судьбе актрисы во многом повторилась судьба ее героини — и расставание с любимым, который не смог оставить свою семью, и встреча с заморским принцем, причем не с одним... «У меня были романы и с неженатыми, и с женатыми мужчинами. Затяжными, правда, они не были: зачем женатому уходить от жены и жить со мной, если я сама не была уверена, что хочу и могу с ним жить? Мужчины в некотором смысле все невероятно одинаковые. Только лица разные..., и одних мы любим, а других…», - философски рассуждает актриса. У актрисы, правда, уже был опыт неудачного брака с актером. Это было в России. Она родила сына Ваню, но с мужем они все же расстались. Однако, понадеявшись на наше русское авось, она опять-таки отправилась под венец. Потом вместе с сыном Ваней переехала к своему новому мужу в Париж. Муж Сафоновой приезжал на съёмки в Москву. Она ждала его, с любовью и нежностью относилась к нему. Смотреть на влюблённых было очень приятно. Было видно, что француз тоже её обожает. Но он жутко ревновал, хоть и не имел на это абсолютно никаких оснований. А болезненная ревность всегда мешает развитию отношений между мужчиной и женщиной. Муж Самюэль не выдержал. Он поставил условие: или дом, или кино. Первое желание было отказаться от актерской карьеры, сидеть дома и воспитывать детей. Актриса долго думала и решила все же расстаться с мужем. И основная причина вовсе не в дилемме дом или работа. Сейчас актриса живет в Москве. Часто бывает в Париже, там живет ее младший сын Саша, живет с родным папой, что утешает его маму. Он живет среди родных людей, которые его любят, живет в хороших условиях. «Конфликт между мной и мужем сына не должен касаться, полагает Елена Сафонова, - Я очень, очень скучала по Москве, по России. Мне казался совершенно чуждым французский менталитет. Французы, в отличие от нас, удивительно законопослушные люди. Русские - широкая душа, необязательность во всем, щедрость, близкая к расточительству... Я не люблю подчиняться обстоятельствам. Сама зарабатываю деньги, меня устраивает положение независимой женщины. Когда я работаю, то я работаю, отрешаюсь от всего, азартный я человек — включаюсь, и это становится самым интересным». Елена Сафонова считает, что как актриса она состоялась. Причем в равной степени в двух странах - России и Франции. Возможно, именно поэтому она и живет с чувством глубокого удовлетворения. Даже одевается она так, как видит себя, и главным в одежде считает удобство. Косметику же предпочитает французскую. Полагает, что все должно быть естественным, не признавая никаких диет и специальных операций по уходу за кожей. Возможно, в этом и заключается секрет обаяния актрисы - в любых обстоятельствах оставаться самой собой, не стараясь подделываться под вкусы окружающих «В жизни позволено все, кроме подлости», - считает народная, пусть неофициально, актриса Елена Сафонова. Профессию свою «разбавляет» разными домашними делами: обожает заниматься домом, путешествия предпочитает, когда конкретно куда-то хочется, а не просто – турист. Всякие занавески, наволочки любит шить, получает такой кайф!.. Любит хорошую еду, комфорт. Себя побаловать любит, но делает, увы, это редко - мешают обязанности, заботы и финансы. И чувство долга проклятое. Любит, когда все просто. Не любит двусмысленности. | |
Просмотров: 513 | Загрузок: 0 | |