Главная » Файлы » Биография [ Добавить материал ]

Рената Литвинова
[ · Скриншот ] 27.10.2011, 20:58
Рената Литвинова появилась на свет 12 января 1967 года в Москве в семье врачей. Отец скончался ранее, а мать, Алиса Михайловна, до сих пор работает хирургом. Ренате дали имя в честь ее дяди. Однако, татарского дядю звали Ринат.

Отец практически не жил с ними. Рената говорит, что он был красивым видным мужчиной. "Когда ко мне приходили какие-нибудь подружки, я вешала в прихожей или мужскую кепку, или пальто, чтобы они думали, что у меня есть отец".

Мама Ренаты любила кино. Она все время ходила на вечерние сеансы и, само собой, все время с дочкой. Взрослые киноленты были скучны для Ренаты, и мама носила для нее большой пакет с яблоками. Так Рената и сидела в кинозале, заедая яблоками.

Мамино увлечение кинематографом привилось Ренате. Она признается, что может смотреть кино круглые сутки напролет. "Я помню, как разбила молотком кассету с одним скандальным фильмом, настолько он мне показался омерзительным. Короче, я слишком неравнодушна к кино. Чересчур. Можно было и не колотить молотком".

Про школьные годы Рената не очень-то любит вспоминать. "От него у меня воспоминания некоей беспросветности, детского одиночества. Я всегда торопилась домой. Подальше от всех этих учительниц и учеников".

Дома Рената читала все подряд. Больше всего любила Гоголя. Еще у мамы была Большая медицинская энциклопедия. "Помню, между страниц там были вложены гибкие грампластинки как учебное пособие, например "Шизофренический бред"… Вот все это я обожала изучать".

В десятом классе Рената решила поступать на сценарный факультет ВГИКа. Во-первых, потому, что она, как уже было сказано, любила кино, во-вторых, потому, что сама уже пробовала писать, а в-третьих, потому, что институт был рядом с домом. Она принесла во ВГИК свои рассказы. Сейчас сама Рената называет их "очень странными".

На экзаменах присутствовал знаменитый сценарист Евгений Габрилович. Рената ему очень понравилась. Рената поступила. С первого раза.

На курсе оказались дети довольно известных личностей. В институте кинематографии вообще случайных людей вроде Ренаты почти не бывает. С ней, например, учились Роман Качанов, сын режиссера-мультипликатора, и Аркадий Высоцкий, сын понятно кого.

Одним из руководителей класса был Исай Константинович Кузнецов. "Рената была красавица, - вспоминает Кузнецов. - Меня сразу поразила ее жестикуляция. Поначалу все манеры Ренаты кажутся ненастоящими, но потом понимаешь, что для нее это естественный способ держаться".

Кузнецов рассказывает, что Рената тогда была довольно резка в суждениях. Как-то обсуждалась чья-то не очень удачная работа. Все обстоятельно высказывались. Спросили мнение Ренаты. "А зачем это вообще обсуждать?" - пожала она плечами.

Сейчас она подчеркнуто корректна. Даже когда раздражена. Она, например, наотрез отказывается говорить, чей же фильм "раскритиковала" молотком.

В ту пору известный режиссер Сергей Соловьев вел во ВГИКе казахскую мастерскую. "Рената все время ходила к нам, - вспоминает Соловьев. - Потом она показала то, что пишет. Мне чрезвычайно это понравилось. Рената - выдающийся прозаик. Если говорить о своеобразии личности, своеобразии манер - это все менее ярко, чем своеобразие ее прозы. Я стал ее подзуживать, чтобы она скорей писала что-нибудь для реального кино".

Дипломный сценарий Ренаты назывался "Принципиальный и жалостливый взгляд Али К.". Рецензент оценил его весьма негативно. Даже пришлось переписывать. На защите кто-то из мэтров спросил Ренату: - А вы вообще умеете говорить по-русски?

Стажировку Рената проходила в объединении Сергея Соловьева "Круг". - Я наткнулся на ее сценарий "Нелюбовь", - говорит Соловьев. - Он меня совершенно поразил. И первое, что я запустил в нашем объединении, - Рустама Хамдамова с "Анной Карамазофф" и Валерия Рубинчика с "Нелюбовью". Кино началось.

В кинобогеме Рената сразу произвела впечатление. А ведь чего там только не видели! Уже в начале 90-х про нее стали писать влюбленные журналисты. Хотя ничего такого особенного она еще не сделала. Собственно, Рената Литвинова - сама по себе явление.

Она стала модным персонажем. Не надо путать это со всенародной популярностью, до которой еще было далеко. Пока известность Ренаты ограничивалась узким кругом мастеров искусства и журналистов.

Рената написала сценарий для фильма "Трактористы-2". Проект тоже обещал быть модным, но, строго говоря, провалился. Хотя Рената до сих пор повторяет. Что его создатели, братья Алейниковы, очень талантливые люди.

Клипмейкер Юрий Грымов, который и себя считает законодателем мод и не может пропустить мимо ни одну модную штучку, где-то нашел и прочитал повесть Литвиновой "Третий путь". В ней Грымов увидел свой путь в большое кино. Произведение Грымов назвал "Мужские откровения" и огорошил всех рекламной компанией короткометражки. Но фильм вышел откровенно неудачным. Быть может, потому, что сценарий писал Грымов сам, причем даже вставил туда несколько своих сцен. Впрочем, про "Откровения" быстро забыли. А про Литвинову - нет.

Режиссер Кира Муратова еще в конце 80-х прочитала в альманахе "Киносценарии" ту самую дипломную работу Ренаты "Принципиальный и жалостливый взгляд". Ей так понравилось, что она даже хотела снять по нему картину. Этого не случилось, зато на одном из кинофестивалей Кира Георгиевна Муратова встретила Ренату Литвинову. - Как раз в тот момент, когда мы знакомились, - говорит Рената, - начался праздничный салют и было ничего не слышно, потом мы договорились встретится в баре. После нашего разговора она сказала: "Вы нам очень понравились". Она была с мужем. Помню, меня поразила такая формулировка.

Однажды рано утром Ренату Литвинову разбудил телефонный звонок. Это была Муратова. Она предложила прийти к ней на кинопробы. "Да, конечно", - ответила Рената, на случайной бумажке записала телефоны Муратовой и снова заснула.

Когда Рената проснулась, подумала: "Что за сон мне приснился? Будто Муратова позвала сниматься". Но тут на бумажке она увидела номера муратовских телефонов.

Рената пришла на пробы, но на роль не очень подошла. А Муратова никак не хотела расставаться с Ренатой и предложила разделить одну роль на двоих. То есть ходят две подружки и говорят одни и те же слова. Рената возразила: "Зачем мне чужие слова? Я могу свои написать". Так появился новый персонаж - странная медсестра. Со своими странными монологами.

- Я никогда не чувствовала в себе актерских талантов. Более того, свое лицо я считала нефотогеничным. Я всегда отказывалась, когда меня звали сниматься. А отказать самой Кире Муратовой - это было невозможно.

Потом специально для Муратовой Рената написала несколько, как она сама выражается, "криминальных новелл". Муратова выбрала из них одну - "Офелия, невинно утонувшая". Добавив еще две, Муратова сделала фильм "Три истории". Так Литвинова, невинно ужаснувшая, попала в историю. Историю кино.

Режиссер Валерий Тодоровский прочитал повесть Ренаты "Обладать и принадлежать" про двух девушек, одна из которых глухая. Он захотел сделать по ней фильм. Однако сценарий написал почему-то в соавторстве с другим человеком, а не с Ренатой Литвиновой.

Картина "Страна глухих" стал вполне успешным. Собственно, единственное, что сценаристы не тронули в литвиновской прозе, - образ глухонемой по имени Яя. Строго говоря, на ней-то и держится картина.

- Рената недовольна тем, что поставили по ее вещам. Ну и правильно, - рассуждает Сергей Соловьев. - Я ей давно говорил: ты всегда будешь недовольна, потому что то, что ты пишешь, должна ставить сама. Давай приходи, я тебя запущу с чем угодно. Просто под свой страх и риск. Она говорила: "Да-да-да, я приду и напишу". Но пока не пришла.

Рената все чаще стала появляться на экране телевизоров. Телевизионщики - существа расчетливые. Они точно знают, что если в кадре что-то будет говорить Литвинова, люди канал не переключат. Могут костерить эту "блондинку жеманную", но все равно будут смотреть.

Не случайно амбициозный Леонид Парфенов, затевая на НТВ свой долгий проект по сверхновейшей истории, в качестве одного из комментаторов пригласил Ренату. На фоне лысых мужчин вроде Гайдара и Караганова наша героиня с ярко накрашенными губами смотрелась эффектно. Но некоторые журналисты считают, что Рената выглядела несколько комично. Многим зрителям не понравились ее манерные интонации, маукающий голос и ломкая пластика.

Рената успела сняться даже в рекламе - колготки рекламировала. - Только по материальным соображениям, - объясняет она. - Деньги тогда были для меня острой проблемой.

К слову говря, впервые она снялась в рекламе еще в девятом классе. Кто-то решил, что с ее тогдашней ангельской внешностью хорошо будут сочетаться драгоценности. Их она и рекламировала. Получила за съемку гонорар - двадцать рублей. А потом одна подружка, которая очень хотела стать манекенщицей, упрасила Ренату пойти с ней на просмотр в Дом моделей на Кузнецком мосту. Рената за компанию прошлась по подиуму. Подружку не взяли, а Ренату попросили остаться. Но она уже поступила во ВГИК, и ей было не до показов.

Тимофеевский припомнил эпизод, как подруга-дизайнер попросила его с Ренатой участвовать в показе новой коллекции. - Мне пришлось переодеваться в ними в одной комнате, - говорит Тимофеевский. - И я удивился, насколько у моделей некрасивые по сравнению с Ренатой фигуры.

Пожалуй, настоящая, народная слава пришла к ней после сериала Александра Митты "Граница. Таежный роман". Рената сыграла гарнизонного медработника, но роль эта, по признанию Митты, не писалась специально под Литвинову. Пробовались несколько актрис.

Рената была очень послушной на площадке. Митта не мог на нее нарадоваться. В июне 2002 вместе с фильмом Литвинова была удостоена Государственной премии РФ. - Больше я не буду ни одного фильма снимать без нее, - говорит Александр Митта. - У Ренаты есть шанс стать международной "звездой".

Многие считают, что Литвинова входит в образ самой себя в кинокартинах. Соловьев на это усмехается, - Рената сильная и таинственная женщина. И этой тайной она не намерена ни с кем делиться. И уж тем более играть себя в чужих фильмах. Рената использует своеобразие собственной личности. Очень расчетливо, очень умно, очень дозировано, и в каждой картине по-разному.

Она тщательно избегает разговоров о своей личной жизни. Про первого супруга, кинопродюсера, никогда не позволяет себе никаких негативных высказываний.

Второй супруг Ренаты к кинематографу отношения не имеет. На все вопросы Рената отвечает лукаво: "Он просит говорить, что он инженер". Но совершенно ясно, что инженер не смог бы подарить жене шикарный черный "мерседес". Летом 2001 года у них появилась на свет дочь Ульяна.
Категория: Биография | Добавил: Admin | Теги: Рената Литвинова
Просмотров: 413 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]